История района, села – это судьбы людей, живших и трудившихся в разные времена на этой земле, оставивших на ней зримый след или просто добрую память о себе у благодарных потомков. Мы вправе гордиться не только именами прославленных своими ратными и трудовыми подвигами земляков, образы которых увековечены на мемориалах в центре Шипуново. Но и должны не забывать многих и многих простых и скромных, «необласканных» властью и не отмеченных особыми регалиями людей, чья жизнь была также важна своей созидательностью, творчеством и полной самоотдачей на любом трудовом посту.
Немного истории
Особое уважение, безусловно, заслуживают те, кто были зачинателями, новаторами, фанатично преданными своему делу специалистами. Таковых было немало не только в производственных коллективах, но и в сфере образования, медицины, культуры, спорта. Многие, уже почтенного возраста жители райцентра, вспоминая свое детство и школьные годы, с большой теплотой и благодарностью отзываются об учителе труда и рисования Шипуновской средней школы имени А.В. Луначарского Петре Ивановиче Фрелихе.
Безусловно, это был от природы одаренный мастеровой человек с пытливым умом. Не имея специального педагогического образования, он был настоящим учителем и наставником, обладавшим широкими познаниями в различных областях. Работа с деревом и металлом, с механизмами и электроприборами, раскрой тканей и пошив изделий из кожи – почти всё, к чему он прикасался, было доступно его умелым рукам.
Петр Иванович мог как-то по-особому доброжелательно доносить эти знания детям, отмечая прилежность, всегда ободрял похвалой. И даже, когда журил за допущенный учеником промах или шумное поведение на уроке, укоры его были сдержанными и необидными.
Для подростков вообще свойственно что-то придумывать и мастерить. Раньше было обязательным для пацана сделать своими руками рогатку, а то и самопал, скворечник или тарантас. А уж на уроках труда, где есть хорошие инструменты и опытный советчик, можно было посоревноваться – кто быстрее и лучше выполнит задание. Даже круглые «троечники» в дневнике по труду имели «пятерки». Но главнее этой оценки была для такого ученика похвала родителей, когда он приносил домой лакированную шкатулку, фанерную рамку под фотографию с выпиленным лобзиком красивым узором или сделанный своими руками молоток, не хуже фабричного. Уроки труда всегда были детям в радость, особенно с таким доброжелательным наставником.
Трудные годы
Судьба у Петра Ивановича была, мягко говоря, непростой, свой отпечаток наложила его национальность. Он родился на Украине, в Николаевской области, в 1925 году в большой семье российских немцев, где был седьмым, самым младшим ребенком. В 1930 году семья переехала в г.Ростов-на-Дону, где уже после окончания семилетней школы и смерти отца в 1939 году, учился в ФЗУ при сапожной фабрике, где овладел кройкой и шитьем обуви. Осенью 1941 года, его, шестнадцатилетнего подростка, вместе с пожилой и больной матерью, переселили, как и других немцев, по известному указу в Сибирь. И тут, как говорится, пришлось с лихвой испытать жизненных трудностей.
Хлеб насущный добывался тяжелым трудом. Уже в 1944 году он, не обладавший особыми физическими данными, работал кузнецом в Шипуновской МТС. Непросто махать тяжелым молотом, но еще сложней изготовлять на наковальне точные детали и заготовки для ремонта тракторов и комбайнов. Мастерством самой рабочей профессии юноша овладел в совершенстве. Как семейную реликвию, до сих пор хранит его дочь, Вакаева Светлана Петровна, ножную швейную машинку с выкованной им узорчатой станиной.
В МТС, во время войны, да и в последующие годы работало много переселенных немцев. Поскольку большинство из них были хорошо технически подготовлены, их ставили на самые ответственные производственные участки и именно они обеспечивали высокие показатели предприятия. Но вот поощрениями их, как правило, не баловали, такие уж были времена. И, тем не менее, у Петра Ивановича Фрелиха за время работы в горячем цехе до 1960 года вся трудовая книжка была заполнена благодарностями и поощрениями за досрочное выполнение планов по ремонту техники.
Петр Иванович был человеком увлеченным и круг его интересов был широким: играл в футбол и был капитаном команды МТС, научился играть на гитаре, балалайке и с удовольствием пел украинские и русские народные песни в узком кругу в свободное время. Но вот времени такого было совсем мало из-за других увлечений, доведенных до страсти – он был заядлым охотником и рыбаком. Отстояв на ногах рабочую смену, с ружьем за спиной шагал иногда в непогоду десять километров от Шипуново на вечернюю зорьку. И удача всегда ему сопутствовала. Со временем он купил старенький ИЖ-57, принес его домой практически в двух мешках и так его отладил, что тот работал, как часы. Он мог его разобрать и собрать с закрытыми глазами.
От кузнеца до учителя
Все эти его личные качества в совокупности, как видимо, и повлияли на то, что его пригласили в 1960 году в школу трудовиком. Нелегко ему было принять такое предложение, дети – это особенная ответственность, тут мало отдать свои знания и силы, здесь нужно душу раскрыть. Он не раз убеждался впоследствии – дети очень остро ощущают неискренность и формализм. С ними заниматься — нужно отчасти по-детски мыслить и чувствовать. В итоге у него всё получилось. Дети буквально липли к нему, и этот магнетизм был обоюдным. В летние каникулы он с удовольствием водил их в туристические походы по району, возил в Горный Алтай, учил разводить костер, ставить палатку, готовить рыболовные снасти.
Мечты о небе
В 1971 году его перевели на работу в районный Дом пионеров методистом. Здесь его ждало совершенно новое и интересное дело — Петр Иванович организовал технический кружок авиамоделизма. Но сначала ему пришлось самому пройти обучение в краевом Дворце пионеров, откуда он получал постоянную методическую помощь и материальное обеспечение. Недостатка в контингенте кружковцев не было, юношество грезило о небе и космосе, но надолго оставались самые увлеченные, настойчивые с врожденной технической жилкой.
Лучший наставник
Вспоминает Золотарёв Сергей Васильевич, житель с.Шипуново:
«Первыми кружковцами по авиамоделизму при Шипуновском Доме пионеров были: Боженко Сергей, Васильев Сергей, Меньков Владимир, Ильин Владимир, Илюхин Николай, Фокин Сергей, Полетаев Александр.С каждым из нас Петр Иванович занимался индивидуально, учил правильно прорабатывать каждую деталь, воспитывал в нас терпение и настойчивость. Самыми младшими были ребята из кружка механической игрушки, затем разделение по возрасту: автомодельный, авиамодельный, авто — Юрьев Анатолий, Сомов Алексей, Малетинский Константин, Панасенко Александр. авиа- Ишутин Василий, Жиров Василий.
Я конструировал бойцовые модели, Боженко С. – таймерные, Васильев С. – планеры, остальные ребята также имели свои предметы творчества, к которым буквально бежали после занятий в школе, чтобы приблизить тот момент, когда творение собственных рук действительно полетит.
В то время для ребят Шипуново был праздник, когда мы выходили на центральную площадь и проводили воздушные бои. Да и взрослые с интересом наблюдали, к нашей гордости, за этим действом.
После двух лет занятий в кружке мы впервые поехали на соревнования по авиамоделизму среди Домов пионеров, которые проходили в с.Шахи Павловского района. Жили в палатках, как единая семья, а Петр Иванович был для нас и папой, и мамой. Мы от него получили немало чисто житейских знаний, которые пригодились в будущем. Для многих из нас Петр Иванович Фрелих остался самым лучшим учителем — наставником».
Вместо эпилога
Много воды утекло с тех времен, да и технический прогресс шагнул далеко вперед. Сегодня запросто можно купить для забавы детей игрушечные радиоуправляемые машины и вертолеты. Да что там игрушки! Незаменимую службу несут в различных сферах хозяйственной деятельности квадрокоптеры, а некоторые образцы беспилотных летательных аппаратов стали грозным оружием на поле боя. Предтечей этого было детско-юношеское техническое творчество. И вполне заслуженное место среди экспонатов районного краеведческого музея занимает рабочая модель планера с бензиновым моторчиком, изготовленная руками мальчишек под руководством Петра Ивановича Фрелиха.
Марина САРЫЧЕВА, фото из архива семьи Вакаевых
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.