В свой профессиональный праздник – День медицинской службы уголовно-исполнительной системы, который отмечается 14 апреля, — сотрудники и работники филиала «Медицинская часть № 4» УФСИН России по Алтайскому краю отметят двойной юбилей.
Во-первых, как и все врачи, фельдшеры и медсёстры, которые трудятся в учреждениях ФСИН, встречают 195-ю годовщину образования медицинской службы в пенитенциарной системе России. А другая дата связана непосредственно с их местом работы: МЧ-4 исполняется 25 лет!
Они были первыми
Провизор Ирина Свитайло – одна из первых медицинских сотрудников шипуновской исправительной колонии. На эту работу она пришла в 2000 году, на следующий год после создания медицинской части. Женщина с теплотой вспоминает первого начмеда Юрия Александровича Гречишникова:
— У него был талант руководителя. Он очень бережно относился к нам, своим подчиненным. Всегда отстаивал интересы своих сотрудников.
Вдумчивый руководитель, Юрий Александрович тщательно формировал штат медчасти, отбирал квалифицированный медицинский персонал. В первые годы сюда пришли врачи Алла Александровна Штерцер, Татьяна Николаевна Тимошенко, Игорь Анатольевич Бабешков, фельдшеры Нина Николаевна Немцева, Юрий Викторович Синяков, Владимир Михайлович Быков.
Сегодня многие из этих замечательных людей уже на пенсии. Вместе с Ириной Петровной из первой плеяды медицинских работников в колонии до сих пор трудится только рентген-лаборант Валентина Козлова. Приверженность к выбранному четверть века назад месту работы женщины объясняют следующим образом.
— Конечно, за это время были предложения о другой работе, — признается Ирина Петровна. — И зарплату больше предлагали. Но, что сказать… Вот Валентина Петровна помнит, как мы заходили сюда. Как раз шла реконструкция, из колонии-поселения №1 делали мужскую колонию общего режима. Штаб, где должна располагаться аптека, тогда только ремонтировался. Зашла туда и обмерла. Всюду строительный мусор, штукатурка, доски, известка. А для меня же аптека – храм! Все пришлось создавать с нуля и своими руками. Так что получается, что это – мое детище. А детей своих не бросают.
Валентина Александровна дополняет рассказ коллеги:
— На первых порах у нас, медиков, был всего один кабинет. Здесь и прием больных вели, и процедуры делали. А сейчас целый третий этаж под медчасть отдан. По последнему слову оборудованы кабинеты гинеколога, стоматолога, терапевта, процедурный… Более 10 кабинетов! Светло, просторно, удобно. В моем рентген-кабинете установлено самое современное, мощное и безопасное оборудование. Есть даже маммограф, что особенно важно, учитывая, что в колонии содержатся осужденные женщины. Такого аппарата, предназначенного для диагностики заболеваний молочных желез, в первую очередь, для раннего выявления новообразований, даже в Шипуновской районной больнице нет.
На своем месте
Сегодня обязанности начальника медицинской части № 4 исполняет капитан внутренней службы Виктор Шаталов. Он фельдшер. В медицинской сфере работает уже 13 лет. Ранее работал на скорой помощи. Восемь лет назад переехал с семьей в село Шипуново, планировал устроиться в районную больницу в бригаду скорой, но в то время там вакансий не было. Пришел в медсанчасть ИК-6. Да так здесь и остался. Даже когда освободилось место фельдшера в ЦРБ, переходить туда не стал.
— В первые месяцы было сложно, — рассказывает Виктор Николаевич. — Потом начал привыкать. Коллектив хороший, мне помогали, подсказывали. Особенно те, кто давно здесь работает.
Он признается, сложности заключались не в том, что его пациентами стали осужденные, и не в том, что они – женщины, которые более эмоциональны и непредсказуемы. Просто медик столкнулся с тем, что нередко приходящие к нему на прием пытались симулировать, притворялись. А на самом деле им хотелось получить послабления, освобождение от работы и т. д. Конечно, со временем он научился распознавать эти уловки. Но до сих пор, сталкиваясь с обманом, переживает.
— Потому что привык верить пациенту, — объясняет Шаталов. — Да и сейчас не хочется думать про обман. Иногда опыт подсказывает: симуляция. Но все равно сомневаешься: а если в самом деле недомогает? Хочется же верить людям.
Когда год назад Виктор Николаевич был назначен исполняющим обязанности начальника филиала медсанчасти, то воспринял новость осторожно. Во-первых, он прекрасно понимал, что это огромнейшая ответственность. Во-вторых, привык считать себя не руководителем, а добросовестным исполнителем.
— Раньше так и было, он был прекрасным исполнителем, свои обязанности выполнял отлично, не придерешься. Но за этот год мы убедились: человек и сейчас на своем месте, он – настоящий руководитель, — убеждена Ирина Свитайло.
О том, в чем специфичность пенитенциарной медицинской службы и каких качеств она требует от человека, Виктор Николаевич высказал такое мнение:
— Все зависит от того, какие критерии приоритетны для каждого. Для работы в службе здравоохранения в системе ФСИН, наверное, нужны более крепкие нервы, чем для работы в гражданской медицине. И еще: здесь от каждого требуются знания из разных областей медицины.
Служба милосердия
К сожалению, сегодня актуальной проблемой медицины в целом является нехватка кадров. Опытные квалифицированные специалисты уходят на заслуженный отдых, а молодежь не очень-то рвется в хлопотную профессию. Поэтому нагрузка на работающих максимальная.
Острой является кадровая проблема и для медицинской службы УИС. Но это не значит, что осужденные, отбывающие сроки наказания в исправительных учреждениях, не получают медицинскую помощь в полном объеме, в частности, лишены помощи врачей узких специальностей.
— Если возникает потребность в приеме у таких врачей, то и хирурги, и психиатры, и стоматологи, и другие узкие специалисты приезжают к нам из других подразделений, — отмечает исполняющий обязанности начальника медицинской части ИК-6 Виктор Шаталов. — Руководство МСЧ-22 УФСИН России по Алтайскому краю никогда не отказывает в наших просьбах прислать врачей нужных специальностей. Также при необходимости мы отправляем больных для лечения в КТБ-12, а в экстренных случаях отвозим в Шипуновскую ЦРБ или в Алейскую межрайонную больницу.
В полной мере обеспечиваются осужденные женщины и лекарственными препаратами. По словам Ирины Свитайло, им доступны даже дорогостоящие препараты, которые используются для лечения ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сложных заболеваний сердечно-сосудистой системы.
— Медицина подразумевает милосердие, — говорит Ирина Петровна. — Недаром медицинских сестер в прежнее время называли сестрами милосердия. Считаю, что такое определение подходит ко всем сотрудникам нашей медчасти. Да, наши пациенты – осужденные. Но ведь люди везде болеют – и на воле, и за решеткой. И всегда надеются на помощь медиков. Наши пациенты – люди, которые ждут нашей помощи.
Елена Чехова.
Фото пресс-службы УФСИН.
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.