«Обучая профессии, дарим надежду»

285

Поговорка «учиться всегда пригодится» действенна даже в местах, что называется, не столь отдаленных. Причем приговоренные к лишению свободы имеют возможность не только постигать науки в пределах школьных программ, но и получать профессиональное образование. Это важно как для решения вопроса рабочих кадров для производственного сектора УИС, так и для успешного трудоустройства (а значит – скорейшей ресоциализации) осужденных после выхода на свободу.

В филиале профессионального образовательного учреждения №274, функционирующего при исправительной колонии №6 села Шипуново, осужденные женщины обучаются таким специальностям, как швея, оператор швейного оборудования, раскройщик, пекарь, повар, кочегар-машинист котельной, оператор машинного доения, машинист выдувных машин, оператор линии розлива молока и молочной продукции и другие. Успешно прошедшим обучение выдаются свидетельства государственного образца.
Самые большие учебные группы – по швейному делу. Секреты швейного мастерства учащиеся постигают под руководством преподавателя Елены Крикуновой. Кстати, Елена Владимировна — педагог по образованию, поэтому убеждена, что и здесь, на «зоне», ее важнейшее предназначение — «сеять разумное, доброе, вечное» в души своих столь необычных учениц. Накануне Дня учителя мы встретились и побеседовали с ней.
Как учитель стал майором?
— Увлечение швейным делом у вас из детства?
— Моя мама работала в районном комбинате по бытовому обслуживанию населения сначала швеей, а затем закройщиком. Я часто бывала у нее на работе, видела весь процесс пошива — с момента заказа и до того момента, когда довольный заказчик забирал вещь домой. Там же, в комбинате, отрабатывали и массовый пошив — рабочую и специальную одежду. Приходя к маме на работу, я видела промышленное швейное оборудование, раскройные столы и лекала, рассматривала сшитую одежду в цехе готовой продукции.
Мама была отличной швеей, поэтому у нас с сестрами не было проблем с нарядами. И сама я с детства дружу с тканями, фурнитурой и отделочными материалами — мама научила разбираться в этом.
— Елена Владимировна, вы по образованию – учитель. Как же оказались в уголовно-исполнительной системе?
— После окончания шипуновской средней школы имени А.В. Луначарского, я поступила в барнаульский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт на специальность «Английский и немецкий языки». Закончив институт, работала в детском саду «Сказка» учителем по раннему обучению иностранному языку (английскому). Однако в сложное время — в 90-е годы — вынуждена была стать предпринимателем. Затем работала менеджером по продажам и коммерческим директором на местном зерноперерабатывающем предприятии КХ «Роса».
В исправительную колонию №6 пришла в 2008 году на должность старшего инженера группы материально-технического снабжения Центра трудовой адаптации осужденных. Мое первое звание – лейтенант внутренней службы. Дослужилась до майора. Основная часть моей службы была связана со швейным производством, поэтому, когда уволилась на пенсию по выслуге лет, мне предложили поработать преподавателем в ПОУ № 274. Прошла профессиональную переподготовку и вот уже третий год обучаю швейному делу осужденных женщин.
«Швейка» ИК-6 – хорошая рекомендация!
— У вас весьма необычные ученицы. Сложно с ними находить контакт?
— Так как я бывший сотрудник, проблем с общением с обучающимися не возникло. Конечно, женщины разного мировоззрения, социального положения, с разными характерами. Есть совсем молоденькие девчонки, есть и такие, кто старше меня по возрасту. Но в классе они все одинаковые — все обучающиеся, все приветствуют учителя вставанием, как в школе, дежурят по классу, моют доску. Часто они вспоминают свои школьные годы. Но все-таки отличия от «гражданского» обучения заметны. Наши ученицы более ответственно относятся к своим обязанностям – обучению. Они понимают, что хорошая учеба, а затем добросовестная работа по приобретенной специальности — это кратчайший путь домой.
После обучения в профтехучилище администрация колонии трудоустраивает осужденных на рабочие места на производства ИК-6. На швейной фабрике учреждения наши выпускницы оттачивают свое швейное мастерство.
— Насколько на воле востребованы получаемые в колонии профессии?
— Одна крупная швейная компания в Барнауле с удовольствием берет на работу швей, которые обучились и получили квалификацию в нашем училище, а затем и приобрели опыт на швейной фабрике учреждения. Работа на швейной фабрике ИК-6 — очень хорошая рекомендация для соискательницы. Вообще немало примеров, когда выпускницы нашего училища находят хорошую работу на воле – с достойной оплатой труда, социальными гарантиями, удобным графиком работы.
Работа над ошибками
— В ПОУ №274 регулярно проводятся конкурсы профмастерства среди преподавателей и мастеров производственного обучения. На одном из таких конкурсов вы оказались в числе победителей. Что помогло вам добиться успеха?
— На конкурсе выступали лучшие преподаватели и мастера со всего края. К своему удивлению, я прошла в финал и была отмечена в номинации «Лучший старт». Удивилась потому, что на тот момент работала меньше года преподавателем. Но факт есть факт. Жюри отметило хорошее взаимодействие между мною, преподавателем, и обучающимися во время открытого урока. Наверное, это и есть секрет успеха любого учителя: найти контакт с учеником и благодаря этому донести до него знания.
Я стараюсь понятным, доступным языком донести нужную информацию до учащихся. В процессе обучения важно разнообразить деятельность обучающихся, чтобы держать их внимание. Этому способствует работа на интерактивной доске, просмотр обучающих фильмов, лекционный материал под запись, блиц-опросы, контрольные и практические работы, работа в парах и многое другое. Учитывая нашу специфику, требую дисциплины во время занятий, уважения к педагогу и друг к другу.
— Что в своей работе с осужденными вы считаете наиболее важным?
— На мой взгляд, помимо новых знаний и квалификации, наши учащиеся после окончания училища должны укрепиться в мысли, что пребывание в стенах учреждения — это не крах всех надежд и конец всему. Да, мы, обучая профессии, в какой-то мере дарим им надежду на лучшее. Женщины должны поверить, что альтернатива есть и, даже находясь в непростой жизненной ситуации, можно вынести из своих ошибок урок, пересмотреть свои взгляды, научиться новому, полезному, применить эти знания на практике и поменять свою жизнь в лучшую сторону.

Елена Чехова, фото из архива Елены Крикуновой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь