«Ты какую книгу читаешь? Ты чего? Я еще раз спрашиваю: ты какую книгу читаешь? Ты чего, сейчас же лето» — помните этот смешной отрывок из Ералаша про разговор двух мальчиков, сидящих на качеле. А снова сентябрь. С его наступлением школьники еще веселые, беззаботные и отдохнувшие. Встреча с одноклассниками, разговоры о проведенном лете. Как же много хочется сказать и еще больше узнать о том, где побывали их сверстники. И как же важно показать свои красивые наряды, модный рюкзак, сшитый по заказу. Но это всего лишь первый день. А потом ты садишься за парту и неожиданно для тебя учитель произносит: «Итак, ребята, какие книги вы прочитали за лето?» И все… После этой фразы ты понимаешь, что не так уж и хотелось похвастаться новыми туфлями, не такой уж классный у тебя портфель, да и вообще как-то резко захотелось домой. Ведь там во дворе тебя ждет твой верный друг – велосипед, а еще именно в эту минуту ты понимаешь, какая у тебя мягкая кровать, оказывается. А раньше, гуляя весь день на улице с друзьями, ты этого не замечал. Так вот, ребята, чтобы для вас не была пугающей эта фраза преподавателя, то берите в руки книгу всегда. Вспоминайте про интересные рассказы, впечатляющие повести и любимые сказки уже сегодня.
Для некоторых ребят весь летний период именно библиотека была лучшим другом. В основном, это учащиеся начальных классов. Кто-то приходил вместе с родителями, бабушками и дедушками, ну а кто-то один. Популярная литература детского сектора, помимо школьной программы это — Холли Вебб «Серии книг о котятах и щенках», Екатерина Вильмонт «Секрет пустой квартиры» и «Секрет бабушкиной коллекции», Валерий Гусев «Каникулы с невидимкой» и «Дядюшка в законе», Николай Носов «Рассказы», а также Джоан Роулинг «Гарри Поттер».
Шипуновская центральная районная библиотека подвела итоги на самых активных читателей. Она не объявляла данный конкурс, чтобы чтение не перешло в статус соревнований за количество прочитанных книг. Работники библиотеки учитывали каждую взятую книжку. После сдачи книг они интересовались у ребят о содержании произведения, беседовали на тему: что больше запомнилось, какое было настроение, когда ты его читал и прочее. А еще библиотекари используют прием вложения закладок со списком похожих книг. Чтобы, читая литературное произведение читатели могли увидеть список их похожих вариантов.
Лучшей читательницей библиотеки стала Дарина Редок, ученица 2 «В» класса школы им. А.В.Луначарского. Дарина очень вдумчивый читатель. Сдавая очередную прочитанную книгу, она обязательно расскажет о сюжете произведения, поделится своим впечатлением о героях, оценит их поведение и обязательно порекомендует понравившуюся книгу другому читателю.
Кроме того, звания «Самый читающий школьник» удостоились Николай Плотников, ученик 5 «В» класса и Матвей Плотников, ученик 3 «Г» класса школы им. А.В.Луначарского. Школьники охотно читают добрые и весёлые рассказы из жизни своих ровесников авторов Носова, Драгунского, Осеевой. Они узнают в героях себя, узнают ситуации, в которых невольно приходилось оказываться им самим. Очень часто дети отдают предпочтение книг, дублирующих названия мультипликационных фильмов, которые они смотрят.
Не только юные читатели интересуются библиотечным фондом. В числе взрослых активных читателей оказались: Наталья Павловна Качусова, Галина Андреевна Вилкова, Валерий Николаевич Барановский. Наибольший спрос был на следующих авторов: Н. Степанова, А. Маринина, Н. Калинина, Д. Корецкий, В. Головачев, Е. Вильмонт, Т. Полякова.
Многие воспринимают библиотеку как место, где хранятся книги, куда можно прийти, взять их, почитать. На самом деле, библиотека всегда была местом просвещения, получения информации и дополнительных знаний. На сегодняшний день существует множество разных форматов – аудио, видео, мастер-классы, лекции, театральные постановки, воркшопы. Кто не в курсе, воркшоп — это вид мероприятия, в рамках которого группа людей собирается для совместной работы, обучения и достижения определённых целей. Слово в переводе с английского означает «рабочая мастерская». Он отличается от традиционных форматов встреч и семинаров тем, что акцент делается на активном взаимодействии участников. Основная его цель — создать обучающую и вдохновляющую среду, где участники смогут расширять знания и развивать креативность. Но и книги никуда не делись. Все это работает на просвещение, развлечение и интеллектуальный досуг.
Что же такое библиотека в современном мире? Многие уверенны, что это место хранения книг, это ворчание библиотекаря «Тихо, это же библиотека», это покой и шелест страниц. Но разве это так? Современная библиотека давно не похожа на свою предшественницу. Библиотекари активно ведут выставочную деятельность, организацию и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий. Таким образом библиотека становится не только местом для чтения, но и для всеобщего развития. На выбор читателю предоставляются наиболее распространенные формы обслуживания. Это читательский абонемент, фактически означающий, что понравившуюся книгу можно будет взять домой на определенный срок для чтения в домашней обстановке. Вторая форма обслуживания предоставляет посетителям возможность воспользоваться читальным залом, в котором книгу можно почитать в специально отведенном для этого комфортном помещении, не покидая пределов библиотеки.
Если вы не любите книги из-за того, что они скучны и неинтересны, значит, вам попадались не те издания. Когда вы нашли жанр по вкусу, то не сможете оторваться от литературного произведения. И обязательно найдите свой жанр! Тогда особых стараний прикладывать не придется, ведь книги будут вас захватывать. И вы наверняка захотите научиться читать быстрее.
Чудеса книг бесконечны. Вы должны быть знакомы с подборкой их на все времена, которую обязательно нужно прочитать. Чтоб шагалось в ногу с веком, приходи в библиотеку!
Ирина ШАТОХИНА. Фото из архива Шипуновской центральной районной библиотеки.
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.