Все хозяйственно-бытовые стоки, которые образуются в результате человеческой деятельности и сбрасываются в специальные строения для сбора и накопления без подключения к централизованной системе водоотведения, считаются жидкими бытовыми отходами. Это определение затрагивает личные нужды людей, которые пользуются услугами по вывозу ЖБО. Отходы собирают в специальные емкости, не отводят в ЦСВ, а направляют на ассенизаторские поля, где происходит обезвреживание ЖБО. Собственники жилых домов (домовладений) самостоятельно определяют наличие или отсутствие потребности в сборе и вывозе ЖБО, самостоятельно организуют сбор ЖБО, самостоятельно решают вопросы откачки и вывоза ЖБО.
Согласно п. 3.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. N 20 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
На территории Шипуновского района муниципальные поля фильтрации, предназначенные для обезвреживания ЖБО, расположены на земельном участке с кадастровым номером: 22:60:150302:135 на северо-восточной окраине с. Шипуново,
в 430 м на северо-восток от ориентира ул. Мостовая, д.24, в настоящее время эксплуатируемые МУП «Шипуновский» Шипуновского района. Вопросы законности эксплуатации полей фильтрации (ассенизаторские поля), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22:60:130402:5 на северо-восточной окраине с. Быково в настоящее время рассматриваются в Минприроды Алтайского края.
Таким образом, сброс ЖБО в ином другом месте на территории Шипуновского района, является нарушением требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В июле 2022 года Федеральным законом 14.07.2022 N 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»: статья 8.2 дополнена частями 3.1-3.4. Так, теперь загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Суммы штрафов внушительные, об этом необходимо знать и помнить всем: и гражданам, которые не задумываясь выбрасывают пакеты с мусором из транспортных средств или вывозят отходы в не установленные для этих целей места и лицам, осуществляющим сбор и вывоз жидких и твердых бытовых (коммунальных) отходов.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе необходимости получения лицензии на право сбора и транспортирования ЖБО.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (далее — ФККО) отходы (осадки) из выгребных ям, имеют код 7 32 100 01 30 4 и относятся к отходам IV классу опасности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), в котором определены лицензионные требования к соискателям получения лицензии на право осуществления деятельности в области обращения с отходами.
Статьей 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ определены требования законодательства при транспортировании отходов I — IV классов опасности».
Согласно требованиям при транспортировании ЖБО представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо обязан иметь:
— лицензию (выписку из Реестра лицензий) на право осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления I — IV класса опасности;
— паспорт отхода I — IV класса опасности;
— документация для транспортирования и передачи отходов (договор на передачу отходов);
— удостоверение (сертификат) о наличии профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I — IV классов опасности;
— наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Напоминаю, что несоблюдение вышеперечисленных требований при транспортировании ЖБО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАп РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Государственный инспектор Алтайского края в области охраны окружающей среды А. Степанов