Навсегда в памяти нашей

193

Великая Отечественная война… Самая страшная и кровопролитная из всех. Много народа на ней полегло, и нет, пожалуй, ни одной семьи, которую бы она не затронула. Многие уходили на фронт совсем юными, не успев создать свою семью, не родив детей, в сущности, ничего еще по молодости лет в жизни не увидев, не испытав и не достигнув. Но война сразу же расставила все по своим местам, она – жестокий учитель. Вчерашние мальчишки быстро взрослели на полях сражений, наравне с уже зрелыми и опытными солдатами воевали и совершали свои подвиги.
Семнадцатилетним парнем ушел из далекого горно-алтайского села Пановка мой будущий отец Иван Шабанов. Был это 1943-й год, брали уже и такую молодежь. Поначалу он попал на краткосрочную учебу в артиллерийское училище, а потом – сразу в бой. Воевал в 3-м гвардейском артиллерийском полку 11-й гвардейской стрелковой дивизии в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом, брал Будапешт, Варшаву. Награжден орденом Славы 3-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Будапешта», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией». Вот только несколько скупых строк описания одного из подвигов отважного бойца: «Работая в качестве наводчика орудия, уничтожил один НП, один блиндаж, 4 пулемета с прислугой, 6 повозок с воинским грузом и 12 солдат противника. В уличных боях за г.Кенигсберг тов.Шабанов огнем прямой наводки из орудия уничтожил 3 пулемета с прислугой, 5 повозок, 1 автомашину и до 20 вражеских солдат. Отважный солдат был ранен, но отказался идти в госпиталь и после перевязки вернулся в строй». А сколько их было, таких боев! Трижды был ранен, один осколок так и остался у него в голове, невозможно было вытащить, не повредив нервных окончаний.
После завершения войны с фашистской Германией судьба забросила отца на Дальний Восток, пришлось ему принять участие и в войне с Японией. Поэтому демобилизовался старший сержант Иван Шабанов только в 1949 году, дослуживал во Владивостоке.
Но все когда-нибудь заканчивается, закончилась и эта страшная война. Нужно было искать себя в жизни. Отец вернулся на Алтай. Начал работать в Барнауле на заводе «Трансмаш». Встретил свою судьбу, женился. Жить в городе было тяжело, решили переехать к родственникам жены в Шипуново, те помогли купить скромную хатенку. Иван устроился на элеватор – сначала слесарем, затем дорос до мастера сушильного цеха. В период работы слесарем участвовал в монтаже и установке всем известной звезды на макушке величественного здания. И теперь, когда я вижу знакомый огонек, на душе становится тепло, как будто от отца весточку получила.
Фронтовики, а их много тогда работало с отцом, часто собирались у нас дома: выпивали фронтовые 100 граммов, вспоминали войну, пели песни и плакали от нахлынувших воспоминаний. С каждым годом их собиралось все меньше: раны и болезни давали о себе знать. А ведь после войны именно фронтовики были опорой общества, его костяком, самыми надежными и ответственными работниками. Трудились на самых сложных участках. Так, когда шло элитное зерно на экспорт, зачастую работали по ночам, просушивая его и отгружая в вагоны. За свою работу отец получил множество благодарностей, несколько раз становился победителем социалистического соревнования, ударником коммунистического труда.
Дома все было хорошо, подрастали четверо детей. Иван освоил искусство краснодеревщика, изготавливал отличную мебель: комоды, этажерки, даже зеркальные шкафы. На вопрос, где он этому научился, отвечал, что, когда был в Европе, очень интересовался тем, как устроены жизнь и быт жителей, чем они занимаются. И это девятнадцатилетний паренек, он уже тогда задумывался о своем будущем.
Отец был очень талантлив. Он прекрасно рисовал, помогал детям делать стенгазеты к праздникам, отлично писал пером. У него был красивый почерк и врожденная грамотность. Играл в шахматы. Наша семья первой на улице купила телевизор, и все соседи почти каждый день приходили смотреть передачи, отец никому не отказывал. Выросший в лесной местности, он и здесь быстро отыскал грибные и ягодные места. Но самой большой страстью его была рыбалка, любовь к этому занятию передалась, как ни странно, не сыну, а дочерям.
К сожалению, судьба отвела этому прекрасному человеку всего 46 лет жизни. Страшная болезнь забрала его всего за три месяца. Конечно, сказалось тяжелое время и тяготы военной жизни, когда приходилось спать на голой земле, переправлять орудия через реки в ледяной воде, иногда и недоедать, часто недосыпать. Все это не могло пройти бесследно. Но пример отца и деда всегда у нас перед глазами, и сейчас его внук, названный в его честь Иваном, находится в зоне специальной военной операции, куда ушел добровольцем. А дети, внуки, и теперь уже и правнуки не пропускают ни одного шествия Бессмертного полка, куда приходят с портретами и георгиевскими ленточками.
Отец никогда не рассказывал нам о войне, об этом он разговаривал только с друзьями. Наверное, по-отцовски берег. В прошлом году исполнилось 50 лет, как его нет с нами. В день скорбного юбилея собралась вся наша большая семья, вспоминали этого достойнейшего человека.
Этот материал посвящается не только моему отцу, но и сотням, тысячам советских воинов, прошедших горнило войны, проживших короткую, но яркую жизнь. Они навсегда останутся в нашей памяти.
Марина САРЫЧЕВА, фото из семейного архива
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь