Обобщение педагогического опыта учителей образовательных организаций Шипуновского района

406

Обобщение педагогического опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.

В рамках чего комитет по образованию ежегодно обобщает и распространяет лучшие педагогические практики учителей образовательных организаций Шипуновского района.

В 2023 году был обобщен и распространен опыт по воспитательной работе Мугумовой М.В., заместителя директора по воспитательной работе МКОУ « Родинская СОШ» и Ушаковой Н.И., заместителя директора по воспитательной работе МКОУ «Порожненская СОШ».

«Ученическое самоуправление- путь к успешному  развитию личности»                                                                                                                                      «Нельзя сводить духовный мир маленького человека     только к учению. Если мы будем стремиться к тому,    чтобы все силы души ребенка были поглощены  уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен     быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».                           В.А.Сухомлинский

Процесс обучения в школе не зря называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений.                                                Мугумова Маргарита Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Родинская СОШ» Шипуновского района, считает, что самоуправление возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши ребята почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны  в организации своего бытия. Ведь школа — это маленькая модель общества. Поведение ребёнка в школьном коллективе — это поведение взрослого в обществе. Если ребёнок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, такой ребёнок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.                                                                                Маргарита Викторовна, вспоминает: « Я училась в Советской  школе. Хорошо помню ее замечательные традиции. Авторитет учителя был непререкаем. Начиная с первого класса, учитель подсказывал и направлял нашу безудержную энергию. Хорошо помню, как мы самостоятельно проводили заседания звездочек: вместе читали книги, инсценировали сказки. Позже пионерами занимались тимуровской работой, шефской помощью, выпускали газеты, проводили политинформацию, организовывали спортивные соревнования, собирали макулатуру, металлолом. Различные кружки, спортивные секции – на все находилось время. Все было интересно! Поэтому и сейчас в своей работе стараюсь создать детям такие же условия и интересную школьную жизнь».           В   МКОУ «Родинская СОШ» самоуправление направлено на воспитание у подрастающего поколения желания участвовать в общественной жизни, на формирование активной гражданской позиции и искоренение инертности мышления. Проще говоря, благодаря школьному самоуправлению педагоги стараются вырастить из детей не пассивных обывателей, а свободно мыслящих людей, готовых менять устаревшие нормы и, в случае необходимости, отстаивать свои убеждения и права. В процессе такого воспитания у детей формируется ощущение социальной и личной значимости, способность гармонично сочетать личные и коллективные интересы. А также развивается способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Коллектив  школы поддерживает Маргариту Викторовну в ее направлении работы и считает, что тема самоуправления очень актуальна, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

Самоуправление – не цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцов  своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать  школа через самоуправление.                                                                                                                 В заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни,  такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Именно к этому стремится в своей работе Маргарита Викторовна.

Мугумова М.В.

«Патриотическое воспитание, как фундамент российского общества»

 Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади.)

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

В настоящее время тема патриотизма очень актуальна, так как сегодня это чувство подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьёзно настораживает будущее. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводят подростки, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во Второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие Отечественную историю, культуру, традиции. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством.

Ушакова Наталья Ивановна заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Порожненской средней общеобразовательной школы» Шипуновского района работает над созданием единого воспитательного пространства подрастающего поколения, обеспечивающего достижение инновационных результатов.

Закончив в 2005 году Барнаульский государственный педагогический университет, по специальности «история» специализация  «граждановедение», начала свою педагогическую деятельность в МКОУ «Порожненская СОШ» Шипуновского района.

Для того, чтобы создать единое образовательное и воспитательное пространство педагоги МКОУ «Порожненская СОШ»  разработали и защитили проект по теме: «Создание личностно-развивающей образовательной среды через взаимодействие с РДШ».

Чтобы повышать своё педагогическое мастерство, Наталья Ивановна приняла участие  в конкурсах различного уровня:  победитель краевого конкурса «Войны священные страницы», всероссийского конкурса «Фестиваль педагогических идей», призер краевого конкурса «Растим патриотов». Награждена памятной медалью генерала  Константина Пуликовского и Почетной грамотой всероссийского литературного конкурса «Герои Великой  Победы» за поддержку военно-патриотического движения России. В декабре 2022 года совместно с педагогом Санаевой Н.А. стали финалистами педагогического конкурса  «Виват, таланты» в г. Москва по теме: «С чего начинается Родина».

Наталья Ивановна, считает, что к моменту окончания школы у ребят должны быть сформированы следующие качества личности:

— активная гражданская позиция;
— способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
— чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
— духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
— способность к саморазвитию.

Большое внимание уделяется поддержке талантливых детей за счёт участия в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Среди обучающихся имеются: призер регионального конкурса «Юность, наука, культура – Сибирь», призёр Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы», призеры краевых конкурсов «Великая Победа», «История времен и народов», конкурса исследовательских работ «Слёт «Алтай» и др.

На муниципальном уровне ребята также занимают призовые места в таких конкурсах  как «Без срока давности», «Зарница», «Пою моё Отечество», «Лидер XXI века, конкурс исследовательских работ «Памятники Победы Шипуновского района», «Село моё родное» и др.

На базе школы созданы и активно функционируют юнармейский отряд «Добровольцы» и спортивный клуб «Атлант», руководителем которых я являюсь; волонтерский отряд «Добротворцы», руководитель Белозерова А.А.; отряд ЗОЖ «Здоровое поколение», руководитель  Никулина Н.Н.;  отряд ЮИД «Волшебный перекрёсток», руководитель Дейкун М.С.; дружина юных пожарных «Спасатели», руководитель Качаева Н.И.

Много мероприятий проходит патриотической направленности:

акции «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Цветы на снегу», факельное шествие в «День памяти и скорби», «Вальс для победителей», «Блокадный хлеб»;

Патриотический фестиваль «Песни, опалённые войной»;

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»;

Смотр песни и строя;

Уроки-мужества «По ком звонит колокол», «Давным – давно была война», «Память не уходит в отставку», «Мы уходим с Востока», «Рота уходит в небо…» и др.

Вахта Памяти А. Юнакову, погибшему в Чечне.

Должное внимание уделяется экологическому воспитанию и здоровому образу жизни.

Наталья Ивановна регулярно делится опытом работы по вопросам патриотического воспитания школьников. Ею опубликованы в соавторстве методические разработки уроков – мужества по темам: «По ком звонит колокол», «Пока горит зажжённая свеча» на сайте «Открытый урок 1 сентября». Есть публикация в сборнике методических разработок «Растим патриотов России», г. Барнаул, 2013. Работа её воспитанника опубликована в сборнике «Новые имена – 2022», Москва, 2022.

Наталья Ивановна, считает, что: « Патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:     «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, живущих в стране, имя которой Россия. Н.В. Карамзин сказал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Надеюсь, что учащиеся нашей школы станут  настоящими патриотами и своих детей воспитают такими же!».

Ушакова Н.И.

 Материал подготовила главный специалист комитета по образованию Администрации Шипуновского района Ларичкина Юлия Николаевна

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь