Профессия «продавец» является одной из старейших в истории человечества. С самых древних времен люди занимались продажей товаров и услуг, встречаясь на базарах, ярмарках и в рыночных площадях. Первые торговые сети и магазины появились еще в Древнем Риме, а сейчас они давно уже стали неразрывной частью нашей жизни, предоставляя нам возможность приобрести все необходимое для нашего быта. История развития профессии продавца и магазинов является неразрывной частью истории человечества.
Что обязательно должно быть в каждой деревне? Хозяйствующий субъект, клуб, библиотека и, конечно же, магазин. Именно последний на селе зачастую является информационным центром, а продавец примеряет на себя роль главного информатора. Так ли это на самом деле и насколько тяжела работа продавца сельского магазина?
В отличие от городских, сельские магазины не сияют огнями рекламы и яркими витринами, их здания скромны. Здесь нет шумного многолюдья, но подобно любой городской, торговые точки села призваны удовлетворять спрос сельского потребителя, предлагая необходимый ассортимент товаров и не забывая о культуре обслуживания. Снабженцы, психологи, информаторы и просто хорошие люди – это все о продавцах сельского магазина. Они в деревне выполняют задачи стратегические и за это в особом почете. В былые времена продавца сельпо выбирали на общем сходе, как председателя колхоза. Сейчас на этой должности люди в большинстве своем грамотные, честные и добропорядочные. Одна из таких – продавец магазина смешанных товаров ИП Хорошевой Д.Е. Галина Анатольевна Никулина. О тонкостях торгового дела и потребностях своих покупателей она знает все, ведь за прилавком стоит уже более семи лет.
Что интересно, изначально Галина Никулина не мечтала о работе продавца. После окончания школы получила профессию технолога общепита, 9 лет отработала поваром в детском саду села Баталово. А затем прошла курсы по дошкольному образованию и еще 6 лет трудилась там же, но уже в должности воспитателя. Как признается сама Галина Анатольевна, очень любит она детей, и они ей платят взаимностью, иначе не смогла бы она столько лет отдать работе в детском саду.
А потом случилось так, что ее попросили временно подменить продавца в местном магазине. Но, как известно, временное зачастую становится постоянным. Так и осталась она на сегодняшнем своем рабочем месте. Со временем привыкла, работа стала нравиться. На вопрос, что ее привлекает в этой должности, Галина Анатольевна отвечает, что ей очень нравится общаться с людьми. Человек она мирный, неконфликтный, для каждого покупателя найдет доброе слово, даст хороший совет, вот и тянутся к ней люди. А вот что самое сложное – отпускать людям товары в долг: не каждый настолько порядочен, чтобы вернуть деньги вовремя, а то и вообще не возвращают. Хотя, конечно, это нечастые случаи, большинство покупателей – люди добросовестные.
Работа за прилавком не так проста, как кажется на первый взгляд. Целый день на ногах, под прицелом всеобщего внимания, иногда бывает очень сложно. Кроме того, продавец, кроме отпуска товаров, занимается еще массой других дел: работа с накладными, заявками и отчетной документацией; заказ товаров с учетом ассортимента и просьб жителей; регулярное решение вопросов с поставщиками; получение и выкладка товара, да мало ли еще что! А магазин смешанных товаров отличается еще и тем, что постоянно приходится переключаться с продовольственных на хозяйственные товары, бытовую технику, одежду и обувь. Нужна особая концентрация внимания. Но Галине Анатольевне это все удается делать вовремя, профессионально, поэтому отношения у нее с работодателями вполне доверительные.
«Наш сельский магазин, как исповедальня, — шутит Галина Никулина. – Все про всех все знают. Конечно, в работе это помогает: знаешь почти все дни рождения, какому ребенку что купить к празднику, какие конфетки и печенья любят бабушки, да мало ли что. Сюда стекаются все деревенские новости. За свежим хлебушком сюда приходит много сельчан, но еще больше – не столько за булкой, сколько разжиться последними новостями. Поговорить по душам в процессе покупок – это святое».
Жители села знают Галину Анатольевну как приветливую женщину, чья искренняя, теплая улыбка и доброе слово всегда радуют. Поэтому зачастую бывает и такое: заглянула соседка просто поздороваться, да и купила что-нибудь, продавцу на радость, хозяйке на прибыль. Потребности у сельчан разные: работающие могут позволить себе купить и более дорогой товар, ну, а пенсионерам Г.А.Никулина всегда найдет, что предложить по более скромному ценнику, сделать заказ на какой-то конкретный товар, которого нет в наличии.
Кроме магазина, Галина Анатольевна много работает дома, держит большое хозяйство. В этом ей помогает сын Алексей. А Дмитрий служит в зоне специальной военной операции, ушел туда добровольцем. Слава Богу, с ним все хорошо. Желаем ему скорейшего возвращения – маме на радость, односельчанам – на уважение.
Доброта без границ
Во все годы взаимопомощь была одним из необходимых условий выживания. Люди вместе охотились, собирали урожай, строили дома и растили детей. В основе этой деятельности, зародившейся в первые века христианства, лежит очень мудрый принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».
Волонтерская деятельность несет в себе функцию нравственного воспитания, возрождение таких фундаментальных ценностей, как гражданственность, милосердие, чувство справедливости, чувство локтя, отзывчивость, человеколюбие и гуманность. Волонтерство – это прежде всего максимальная самоотдача. Добровольцам не нужны материальные ценности за их труд. Главное – это яркая улыбка и слова: «Спасибо, что вы есть!» Волонтеры – это надежда на то, что человек будет продолжать оставаться человечным.
Самое известное направление добровольной помощи – социальное волонтерство. Это не просто помощь одиноким и больным людям на дому. Тот факт, что человек пришел в аптеку или магазин, где к нему отнеслись доброжелательно, оказали всю возможную помощь, выслушали его, и он пошел домой с чувством, что он кому-то нужен, тоже вид социального волонтерства. Поэтому героинь наших сегодняшних материалов тоже можно назвать волонтерами – они помогают людям решить их проблемы.
М.САРЫЧЕВА, фото из архива редакции.
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.