Стальные руки-крылья

95

«Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ»

П.Д. Герман, «Марш авиаторов»

В самом начале Великой Отечественной войны враг нанёс советской авиации, казалось, невосполнимый ущерб, разбомбив с воздуха в первые дни войны почти 80 процентов советских пограничных аэродромов с лётной техникой. Но, уже в 42 году в нашей стране авиационная промышленность начала набирать высокие темпы. Около 50 военно-учебных заведений готовили к боевым вылетам лётчиков, пилотов, штурманов, стрелков-бомбардиров. Появлялись новые, более совершенные и сложные модели боевой лётной техники. Их требовалось осваивать в ускоренном темпе. Немаловажную роль здесь играла радиосвязь
Одним из тех, кто занимался обучением молодых лётчиков и обеспечивал связь в воздухе в период боевых действий был наш земляк — Анисимов Александр Степанович. Он родился в селе Быково Шипуновского района. На службу был призван 20. 12.1936г. Служил в 942 авиационном истребительном полку. В наградном листе 1945 года об Александре Степановиче дана такая характеристика «… Хорошо знает свою специальность, грамотно обучает лётный состав. В период боевых действий связь в полку работала хорошо. Все боевые вылеты и управление в воздухе обеспечивались при помощи радио. Отказов в работе радиосредств не было. Обеспечил работу полка нормальной связью с наземным командованием. Лётный состав отлично подготовлен по радиосвязи в воздухе» За весь период войны был награждён Орденами Красной Звезды, Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Японией». Лётчики советских истребителей — бесстрашные профессионалы и асы громили фашиста в воздухе. Они, отправляясь в ночную разведку на железной птице, выполняли боевую задачу, порой, ценой своей жизни.
Пилот Севальников Василий Дмитриевич — уроженец с. Родино. На фронте был с 1942 года. В музее хранится его санитарная книжка с данными о годности к полётам. Василий Севальников был 175 см ростом, заболевания костно-связочного, суставного и мышечного аппарата отсутствовали, имел отличные показатели зрения и цветоощущения. Из прочих данных – годен к лётной службе без ограничений. Он управлял легендарным ночным бомбардировщиком У-2. Самолет был вооружён пулеметом, укреплённым поверх правого крыла. Боепитание У-2 подавалось из патронного ящика в 300 патронов, установленного в фюзеляже. У второго члена экипажа также был установлен пулемет с четырьмя запасными магазинами. За кабиной штурмана и под нижним крылом истребителя находились отсеки для мелких авиабомб. В июне 1944 года Василий Севальников ушёл в ночную разведку на истребителе У-2 в Прибалтике. На аэродром его самолёт так и не вернулся. Последнее место расположения его военной части – полевая почта 30147, Латвийская СССР.
В период Великой Отечественной войны с 1942 года действовал так называемый «воздушный коридор — Алсиб — Аляска-Сибирь» — авиационная трасса, проходившая от Аляски через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. По ней осуществлялись перелёты самолётов с авиационных заводов на фронт, а также дипломатическая связь. Курсанты военных лётных училищ, пилотируя самолёты через всю Сибирь, доставляли их на фронт. Общий путь самолётов составлял почти 14 тыс. км по воздуху.
Баталов Николай Емельянович, 1926 г.р. , с. Покровское (к/з им. Будённого) Шипуновского района. Во время ВОВ будучи курсантом Харьковского авиационного училища штурманов с 1943 года участвовал в обеспечении оперативных перелётов боевых самолётов по авиационной воздушной трассе Аляска-Красноярск-фронт. После войны с 1948-по 1960 гг служил в московском военном округе. Был штурманом эскадрильи сверхзвуковых самолётов-разведчиков в Московском военном округе, занимался преподавательской работой.
В Шипуновском музее хранятся его лётный компрессионный костюм и часть обмундирования: шлем, шлемофон, авиационный взрыватель, авиационная линейка.
Марков Владимир Деомидович родился в Алтайском крае в 1923 г. В августе 1941 года был призван в Советскую Армию. С этого времени по сентябрь 1944 года учился в Омской военно-авиационной школе пилотов. Также участвовал в перегоне авиационной техники по воздушной трассе Алсиб с заводов на фронтовые аэродромы. С сентября 1944 по 1946 год проходил обучение в военно-авиационном училище разведчиков. С августа 1967 года по декабрь 1972 года работал заместителем начальника ОВД Шипуновского райисполкома.
Болховитинов Виктор Фёдорович. «Портрет Болховитинова» был создан советским художником-графиком Дмитрием Павловичем Дмитриевым. Он известен тем, что являлся автором-иллюстратором детских книг. Увлекался техниками печатной графики (эстамп) — офортом, линогравюрой, ксилографией.
Портрет Болховитинова Виктора Фёдоровича (1899-1970)гг был создан в технике ксилография в 1962 году. Такие изображения сначала создаются на деревянном клише, а затем переносятся на бумагу. Моделью для портрета был советский авиаконструктор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, профессор, автор-изобретатель самолётов бомбардировщиков.
В 1941—1942 годах под руководством Болховитинова был разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с  жидкостным ракетным двигателем. Разработка высотного реактивного скоростного перехватчика была начата после личной встречи главного авиаконструктора В.Ф. Болховитинова с главой советского государства И. В. Сталиным, непосредственно вскоре после начала войны с Германией.
В 1942 году, 15 мая состоялся первый экспериментальный полёт перехватчика БИ-1 — первого советского ракетоплана. После этого полёта Виктор Фёдорович вспоминал: «Для нас, стоявших на земле, этот взлёт был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Для лётчика это тоже был не просто первый полёт на новом самолёте, но полёт на аппарате новых непривычных качеств, которые требовали от него убыстрения всех действий и мышления в силу кратковременности полёта и сильно возросших ускорений движения.
Машина вела себя совершенно не так , как другие самолёты того времени, из-за этого лётчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полёт и благополучно возвратился»
С 1946 года авиаконструктор преподавал в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, в 1949 году получил учёную степень профессора. В этой академии в 1949–1955 годах он возглавлял кафедру проектирования самолётов, в 1955—1957 годах — кафедру конструкции и прочности самолётов, а в 1957—1965 годах — кафедру конструкции и боевой эффективности летательных аппаратов.
На портрете увлечённый изобретатель, выразительный и понятный образ, здесь нет ни званий, ни наград. Здесь человек, посвятивший всю свою жизнь авиамоделированию. Болховитинов в годы войны был директором и главным конструктором завода № 293 Наркомата авиационной промышленности в Химках. Его вклад в обороноспособность страны в годы Великой Отечественной войны сложно переоценить.
И.ЮРЧЕНКО, хранитель музейных предметов, фото из архива музея и редакции.
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь