Максиму Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребёнка есть невидимые струны, которые, если тронуть их умелой рукой, красиво зазвучат. Эти струны умеет находить в каждом ребёнке Наталья Владимировна Вопилова – ветеран педагогического труда, учитель математики Шипуновской средней школы № 1. Наталья Владимировна — прекрасный учитель, замечательный наставник молодых педагогов, хороший друг и просто прекрасный человек. Тонкая наблюдательность, богатый жизненный и педагогический опыт, человечность, неистощимая доброжелательность позволяют ей заглянуть в душу каждого ребёнка, развить в нём то хорошее, что на первый взгляд мало заметно.
«Наталья Владимировна вкладывает в обучение и воспитание всё своё педагогическое мастерство, все свои творческие способности. Но убедительнее всяких слов её замечательные уроки, которые учительница проводит эмоционально, на высоком методическом уровне. Каждый урок не похож на другой, в каждом что-то новое, интересное.
Для нее не существует «плохих» и «хороших» учеников. В центре её внимания — личность человека прежде всего. Входишь в учебный кабинет Натальи Владимировны, и видишь добрую улыбку учителя, открытые лица детей, и понятие «школа радости» наполняется конкретным смыслом» — так отзываются о Н.В.Вопиловой ее коллеги.
Наталья Владимировна родилась и выросла в Шипуново, окончила там же среднюю школу. Всегда, еще с детского возраста, она была активным ребенком: в октябрятах – командиром октябрятской звездочки, в пионерах – председателем Совета отряда, в комсомольцах – комсоргом. Кстати, бывшие одноклассники так называют ее до сих пор. «В то время, — вспоминает Наталья Владимировна, — было принято хорошим ученикам, отличникам заниматься с отстающими. У меня таких было два человека. Занималась с ними после уроков, приходила к ним домой. Не знаю, помогло ли им это или нет, но по 8 классов они закончили». Так что роль педагога девочке была изначально уготована. Но ближе к окончанию школы Наташа начала сомневаться в своем выборе. На помощь пришли классный руководитель Галина Павловна Степанова, педагог Ангелина Дмитриевна Христенко. Они-то и убедили девочку в том, что ей суждено стать учителем. А в направлении учебы сомнений не было, Наташа очень любила математику.
По окончании Барнаульского пединститута Наталья приехала в родное село. К тому времени она уже была замужем за Евгением, с которым вместе учились в школе. Он был старше на два года, закончил Семипалатинский строительный техникум. Работать молодой специалист начала в основной школе под руководством директора Ивана Васильевича Сизикова. Коллектив был настолько дружным и сплоченным, что Наталья Владимировна чувствовала, как будто приехала домой. Это было в 1979 году.
В самом начале трудового пути, по признанию моей собеседницы, было сложно найти контакт с детьми. Часов математики было немного, поэтому молодого учителя догрузили черчением и классным руководством. Как сейчас помнит Наталья Владимировна свое первое классное собрание, как робела она перед родителями учеников, боялась сделать или сказать что-то не так.
Со временем отношения с родителями сложились, наладилась совместная работа. Ходили в туристические походы, ездили отдыхать, а в 2020-м году классный руководитель побывала со своим классом в Санкт-Петербурге.
«Если ты будешь любить детей и доходчиво объяснять материал, то и предмет станет для них любимым и понятным, – уверена ветеран педагогического труда. — А учеников нужно любить. Мне работать очень интересно и легко. Приносит удовольствие делать непонятное понятным. У меня каждый выпуск был любимым. Так приятно, что через 20, 30 лет мои бывшие ученики не забывают обо мне. Заезжают в гости, пишут, звонят. А однажды мне довелось встретить своего бывшего ученика, с которым не всегда складывались хорошие отношения. С возрастом он стал осознавать, сколько сил было в него вложено и с гордостью сообщил, что назвал свою дочь в честь своего учителя – Натальи Владимировны Вопиловой. Я была ему очень благодарна: значит, я работаю не зря». А всего выпусков у педагога было пять.
В августе этого года исполнится 45 лет с тех пор, как Наталья Владимировна впервые переступила школьный порог. В ее трудовой книжке только одна запись – о принятии на работу. За годы своего труда она достигла очень хороших результатов в педагогической деятельности, ее ученики были участниками различных конкурсов и занимали призовые места. Много времени учительница уделяла совершенствованию профессионального мастерства. За многолетний труд она была отмечена благодарностями, грамотами, в частности, награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. Хотя сама она говорит, что главной и самой ценной наградой за ее работу являются не грамоты, а слова благодарности от учеников и их родителей. Когда те подходили к ней и искренне говорили: «Спасибо за все».
Конечно, нельзя достигнуть таких результатов без поддержки семьи. Супруг всегда поддерживал любимую жену, заботился о ней, окружил вниманием; с началом внедрения новых технологий помог ей в овладении компьютерной грамотностью. Вместе они вырастили и воспитали двух сыновей, помогают растить внуков.
Как у любой женщины, у Натальи Владимировны есть свои увлечения. Она любит вязать, причем не простые носочки, а платки, кофточки, даже платья. Вязание, кроме очевидной пользы, еще и снимает стресс. Выращивает уличные цветы, читает различную литературу, смотрит по телевизору познавательные передачи. Скучать ей некогда.
… Учитель — не профессия, учитель — призвание. Не каждому удается стать таким, кого полюбят дети, таким, кого будут слушать с предельным вниманием, сидя за школьной партой, и вспоминать с уважением и благодарностью, сидя уже за рабочим столом. Они, как садовники, бережно растят человека. Честь им и хвала.
Марина Сарычева, фото из архива З.Сидоренко и Н.Вопиловой.
Выпуск материала осуществлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.